^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


0

Три «больших но», или о фильме Ларса фон Триера «Догвилль»

Насколько глубоко человек может опуститься при совершении грехов или насколько долго идти на поводу у своих слабостей? Все мы слабы. Все подвержены греху и пороку. Но может ли обычный человек, наш с вами сосед или знакомый, пасть во тьму, из которой выход – только смерть?

Догвилль – маленький городок, живший своей тихой и размеренной жизнью, показал зубы, как только появилась возможность …

Наглядный пример должен был продемонстрировать городу, что нельзя отвергать дар, ниспосланный свыше. Но подобный пример из прошлого не мог привести местный философ. Судьба благоволила ему, ниспослала этот дар в виде девушки Грейс, от которой толку ждать не приходилось. Она была из богатой семьи и не умела выполнять физическую работу. НО у Тома (писателя-философа) уже созрела идея не только как использовать девушку, но и как подтвердить свою идею. Он предлагает жителям города сделку, согласно которой Грейс будет выполнять работу для горожан, чтобы те держали в секрете ее пребывание в Догвилле. Ее преследовали гангстеры.

Начиналось все хорошо, даже отлично. Девушка смогла выполнять ту работу, которую горожане постоянно откладывали или не предавали первостепенного значения. Грейс со свое стороны была преданна делу, добросовестно исполняла задания горожан, ибо она могла приносить людям пользу, добро и видеть результат своего труда.

Но запросы росли … Это как бездонная пропасть: бросишь камешек, за которым полетят горы. Требования возрастали, а с ними проснулась жесткость, похоть и неуемная жадность горожан, с которой они не в силах были совладать. Грейс пала жертвой их злобы. Они заковали ее, дабы избежать побега, но ее задания не прекращались. В то же время, в том же доме, те же заботы.

Грейс их прощала. Ибо это люди, которые слабы, их нельзя осуждать, осуждение рождает гордыню, которую больше всего презирала девушка. Лишения и унижения она переносила стойко, без жалоб, лишь один раз позволил себе пролить слезы. Том всячески ее подбадривал, строи планы побега, признавался в любви. Сердце девушки, безусловно, растаяло от его сладких речей, подкрепленных верой в мораль и величие человека, что и соответствовало ее собственным идеалам.

НО как только Том понял, что затеянная игра дала материал для написания ЕГО книги и девушка представляет для реализации его планов опасность, он решает избавиться от нее. Во имя великой цели – написания книги, используя новой литературной прием – «Наглядный пример». Жители с облегчением воспринимают его предложение, они устали от Грейс, которая высказала правду об их темных сторонах, мелких страстях и тщеславии. Она для них – слишком явный и уже ненужный пример, воплощение их порока и слабости.

Решив избавиться от Грейс, по их мнению, самым наилучшим способом, и получить вознаграждение, Том звонит гангстерам, которые преследовали ее, и по вине которых Грейс оказалась в Догвилле. НО не был учтен один момент, что девушка скрывалась от своего отца-гангстера, с которым повздорила, и сбежала в маленький городок, где хотела получить умиротворение и отказаться от криминального наследия и власти.

Разговор с отцом и собственные размышления девушки привели ее к выводу, что наказание должно последовать. Она никогда бы не смогла так поступить и не простила этих людей. Город был сожжен, жители убиты, Тома застрелила лично. Власть карать пришла к ней!

Небольшой комментарий к моему видению фильма: фильм непривычный для нашего восприятия. Почти театральная постановка с минимумом декораций, границы между домами условны. Все на виду, действие происходит как бы в небольшой коробке, за которой наблюдают. Образы подобраны точно и четко. Каждый из них отражает пагубную черту человека. Вместе это галерея, образы как на выставке проплывают мимо, их лица вызывают отвращение тем, что в них ты видишь себя, свои недостатки.

Ключевая фигура – Том. Его разум, стремясь к величию, завоеванию писательского мира рождает немыслимо жестокий план, в котором человек становится орудием для достижения целей личности. Гордыня проснулась в нем. Но человек не Бог, ему не дано решать судьбы людей и предугадать все мельчайшие возможности и развитие событий. Вершится Суд, за гордыню – смерть.

Эксперимент Тома с душой человека, его стремление к завоеванию власти над умами жителей города приводит к тому, что манипулируя поступками горожан, он провоцирует их на совершение зла, которое, в итоге, приобретает абсолют – они решают убить. Игра с чувствами Грейс особенно жестока, продлевает веру в светлое начало человека, когда тьма уже накрыла разум города и жители его бродят в ней без света звезд.

Грейс – свет, который разогнал мрак. Вера в лучшее и стремление делать добро помогло ей продержаться и не потерять своего «я» в мире, где все ловушки уже расставлены и исход предопределен. Столкнувшись с мраком людских душ, она не только не поддается ему, но и сохраняет в себе чистоту. Власть, к которой она никогда не стремилась, пришла к ней в час решающий и обернулась карающей десницей. Оправдать ее действия может лишь Суд, но гибель города в огне очищения символична.

Фильм сложен для восприятия, мораль его сложна. Но остается одно … Это надежда, надежда на крупицы света в наших сердцах, не позволяющие сгуститься тьме!

Немного об игре актеров и режиссере: Николь Кидман потрясающа. Образ, созданный ею, не только яркий, запоминающийся, но и заставляет зрителя переживать за Грейс. Образ ангела. Светлые волосы, голубые глаза, изящные, тонкие движения, хрупкая, готовая раствориться под дуновением ветерка фигура. Мимика, жесты, точнее их потерянность и неопределенность, создающие впечатление легкости, которое мы не теряем даже в тот момент, когда девушку приковывают, говорят о мастерстве актрисы.

Пол Беттани неплох. В ключевых моментах совершенно точно передал эмоции и настроение. Легкое чувство растерянности при признании в любви – вершина актерской игры.

Задумка такого фильма и ее исполнение Ларсом фон Триером заслуживает внимания и одобрения. Фильм построен не на динамическом процессе, а на смене картин, образов, ситуаций, которые объединяются в целое и погружают зрителя в события, происходящие на экране. Человек не смотрит фильм, а непосредственно наблюдает за ситуациями, происходящими в городе. Эта находка Триера окунает нас в происходящее, мы начинаем видеть себя в образах фильма, ненавидеть и сопереживать героям.

Проблема добра и зла, преступления и наказания стоит в произведении Триера очень остро. Затрагивая многие аспекты нашей с вами жизни, режиссер не тривиально раскрывает идею о воздаянии, зле и, в конечном итоге, о природе человека. Суть человеческой натуры, переданная в фильме, неоднозначна и складывается из впечатлений не только об унижениях Грейс, но и о гибели города. Жертва стала палачом. В этом выбор Триера. Выбирать нам уже не дано, но решение должно быть достойным.


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+