^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


10

Искусство публичного выступления

Успех защиты диссертации или даже простого доклада на конференции молодых ученых во многом зависит навыков публичного выступления докладчика.

Вот несколько простых советов, которые позволят улучшить Ваш доклад, чувствовать себя увереннее и, в конечном итоге, облегчат задачу доказать и обосновать Вашу точку зрения.

Подготовка

Желательно подготовиться к выступлению накануне вечером. Убедитесь, достаточно ли Вам выделенного времени, проговорите свое выступление перед зеркалом.

Помните, краткость – сестра таланта. Удалите все ненужные и малоинформативные слайды. Постарайтесь оставить только ту информацию, на которую Вы будете ссылаться в Ваших выводах.

Оденьтесь соответственно аудитории (т.е. постарайтесь выглядеть так, как бы этого хотела аудитория).  Для привлечения внимания, допускается небольшая яркая деталь (это может быть галстук или красивая брошь). Но не переусердствуйте, вы ведь не клоун и не новогодняя ёлка.

Страху - нет.  Волнению - да.

Не бойтесь публики. Постарайтесь перевести страх в волнение. Для преодоления страха можно, воспользоваться различными способами (послушать спокойную музыку, почитать юмористический журнал), и даже - представить себе слушателей голыми.

Не бойтесь волнения. Перед выступлением волнуются все, даже те, кто говорит, что никогда не волнуется. Сделайте волнение своим союзником, и оно придаст Вашему докладу яркую эмоциональную окраску.

Первые 90 секунд.

Считается, что именно первые 90 секунд определяют, как Вас будет дальше слушать публика и воспринимать Вашу информацию.

С другой стороны, первые секунды Вашего выступления позволят Вам окончательно справиться с волнением и спокойно провести оставшуюся часть выступления.

Структура презентации. Принцип FROLL.

Расскажите о чем Ваша работа?

Скажите об ЭТОМ 3 раза:

1-й раз – во вступлении. Расскажите о чем Ваша работа.

2-й раз – сам доклад. Расскажите о Вашей работе.

3-й раз – объясните, о чем Вы рассказали (т.е. сделайте простые и понятные выводы).

Постарайтесь привести Ваш доклад в соответствие с принципом FROLL:

First – первая информация производит самое большое впечатление (помните про 90 секунд).

Repeat – не стесняйтесь повторять основные тезисы.

Outstanding (необычность) – добавьте в Ваше выступление яркие моменты.  Это позволит аудитории выделить Ваш доклад среди остальных.

Link (связь) - покажите связь Вашей информации со слушателями.

Last (концовка)  - и еще раз основные тезисы и выводы.

Визуальная поддержка.

65% информации мы воспринимаем зрением  и только 20% слухом. Поэтому визуальной  поддержке Вашего доклада уделяем пристальное внимание. Слайды должны быть яркими, лаконичными и легко восприниматься.

Оформляем слайды правильно.

  1. Только необходимая информация
  2. Минимум текста (постарайтесь «уложиться» в 40 слов на одном слайде). Стандартный размер шрифта текста слайдов 22-24, и не меньше.
  3. Только простые схемы, графики и диаграммы.

Во время выступления…

Не забывайте про язык тела – двигайтесь.  Иногда достаточно просто сделать шаг в сторону.

Информацию на слайде только комментируем, подчеркивая важные данные.

Не поворачивайтесь спиной к аудитории. Старайтесь поддерживать визуальный контакт с аудиторией.

Контролируйте время.

В конце выступления поблагодарите аудиторию, научного руководителя, предложите задать вопросы.

Вопросы. Дискуссия.

Золотое правило : «Вопросы и ответы – это такая игра, в которой не должно быть проигравших».

Не провоцируйте конфронтацию с задающим вопрос. Любой негатив, возникающий во время дискуссии, будет спроецирован только на Вас.

Если кто-то с вами не соглашается, выслушайте его внимательно. Дайте оппоненту понять, что Вы серьёзно оцениваете его точку зрения. Ответ начинайте с нейтральной фразы. Избегайте слов «нет», «не могу с Вами согласиться», «Вы не правы».

Заключение.

Надеюсь, перечисленные выше советы помогут Вам в Вашей научной карьере. Эти навыки, как и другие знания и умения, приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Чем больше у Вас будет публичных выступлений,  тем лучше они будут получаться.

Желаю успехов.


Аватар

Комментарий №1. Автор:Igoroshka

[29.01.2014 20:39]

Хорошая статья. 

В качестве добавления.

1. Доклад докладу рознь. Если времени выделяется  до 10 мин, возможен вариант, когда сам доклад не сопровождает слайды, а дополняет. Получается как бы 2 синхронизированных общей логикой информационных потока За счет этого время как бы растягивается. Правда, пользоваться подобным нужно очень осмотрительно. Такой подход требует не только более глубокой подготовки доклада, но и умения очень четко контролировать ситуацию.

2. При "стандартном" докладе я рекомендую количество слайдов оценивать из расчета 1 слайд на каждые 30 с. При этом желательно, чтобы ритм слайдов был такой же. Для представления кандидатской диссертации это означает 40 слайдов, включая титульный.

3. Обратите внимание на заголовки. Обычно многие страдают многословностью. Как результат, либо заголовки на разных слайдах получаются разного размера, либо до четверти слайда занимает заголовок. Все это создает впечатление небрежности и неаккуратности. В моем восприятии лучший заголовок -- 1 слово.

4. Подобный подход справедлив и для текстовых слайдов. Помните, представление материала на слайдах не обязательно должны копировать все то многословие, например, выводов. Оставьте слова и фразы, несущие смысловую нагрузку и выбросьте все остальное. Такие предложение и легче воспринимаются, и выглядят стильно.

5. Определитесь со шрифтами и размерами. Если вы выбрали для заголовков шрифт Ариал (не лучший, на мой взгляд) размером 32 кегля, значит все заголовки слайдов должны быть такими (максимум - 1-2 кегля). Если основной текст Узкий Ариал 28 пунктов, значит везде он должен быть таковым. Если же текст не помещается на слайд при таких условиях, значит ему там не место. Перенесите на новый.

6. Количество текста на слайде должно быть таковым, чтобы вы могли прочитать его за 30, максимум 40 с. 

7. Постарайтесь освоить стили и шаблоны PowerPoint (или аналогичные программы в других пакетах). Это не только сэкономит вам кучу времени, но и заставит соблюдать единый стиль, что, гарантирую, положительно скажется на общем виде слайдов.

8. Все объекты должны быть единообразно выровнены. Т.е., если на слайде текстовый блок находится с отступами 3 см сверху и 2 см справа и слева, 1 см снизу, значит все текстовые блоки должны быть выровнены по верхнему и левому срезу. Здесь вам помогут направляющие. Да, в PowerPoint направляющие можно размножить, если переместить направляющую при нажатом Ctrl. 

Также необходимо соблюдать выравнивание объектов по правому краю, по нижнему краю. В последней версии PowerPoint (2013) программа помогает выравнивать объекты, показывая расстояния между объектами и линии выравнивания.

9. Не делайте из слайдов шоу попугаев. Это не только выглядит крикливым, но и рассеивает внимание.

10. Не нужно на слайдах представлять данные (например, доли) с точностью до десятых, тихем более сотых. Округлив их до единиц вы не только сделаете слайды более аккуратными и менее загруженными, но и сэкономите минуты 2, поскольку не нужно будет произносить одеревенелым языком "двадцать восемь целых семнадцать сотых" На точность подачи материала, значимость выводов, уверяю вас, это почти гарантированно не повлияет.

11. Обратите внимание на размер слайдов. Поддерживает ли проектор требуемый формат? Позволяет ли он работать с нужным разрешением? Поместиться ли слайд на экране?

12. Достаточно редко удается расположить проектор так, чтобы изображение не было искажено. Поэтому всегда оставляйте поля, чтобы не получить размытые "хвосты".

13. Помните о цветопередаче. Многие проекторы могут иметь "подсаженные" лампы, что приведет к тому, что слайд будет как-бы подернут серой пеленой. Кроме того, то, что у вас на слайде красное, на экране может оказаться бледно-розовым, то, что, например, фисташковое, в действительности может просто исчезнуть для зрителей.

14. Обратите внимание на зал, где будет проходить демонстрация. Если зал плохо затемняется, слайды неизбежно будут казаться блеклыми. В таком случае их нужно делать резко контрастными.

15. Не нужно слишком экспериментировать с цветами. Не говоря уже о том, что существуют определенные принципы психологического востприятия тех или иных цветов, совместимости цветов, цветовой гаммы, в зале могут находиться люди с ограниченным цветовосприятием, для которых часть информации просто исчезнет.

16. Если вы представляете рентгенограммы, УЗИ, подбирайте только те рисунки, в которых зрители смогут увидеть сущностное, а не просто заполнитель места. Не только возможно, но и нужно обработать фотографии -- скадрировать, убрать лишнее, подчеркнуть сущностное. Очень неплохо было бы выровнять фон, согласовать тон фотографий.

17. Пожалуйста, не нужно анимаций, всех этих вылетов, подпрыгиваний, рассыпаний и т.п. Уместное и стильное их использование -- задача весьма нетривиальная. К сожалению, в подавляющем большинстве случае неуемное желание показать знания (увы, поверхностные) анимационных функций презентационной программы превышает всякие разумные пределы.

18. И последнее. Представляя пациентов, их рентгенограммы, КТ, МРТ не забывайте закрывать личностные данные.


Аватар

Комментарий №2. Автор:Igoroshka

[30.01.2014 07:56]

В догонку. 

19. Шрифты. Проблем, скорее всего, не будет, если вы будете использовать стандартные шрифты Windows. Однако часто их недостаточно. Если вы использовали нестандартные шрифты, не забудьте включить их в свою презентацию (сохранить как -- настройки). Размер файла при этом может существенно увеличиться.

20. Старайтесь избегать фотографий и рисунков с низким разрешением. Да, вы можете их отмасштабировать, но изображенное на них получится размытым и нечетким.

21. Старайтесь избегать фотографий и рисунков и со слишком большим разрешением. Не только размер презентации окажется очень большим, но также вы можете столкнуться с проблемой производительности при демонстрации.

22. Старайтесь избегать сложных подложек слайдов (фоновых рисунков). Они не только загромождают слайды, но и отвлекают внимание от основной темы.

23. При использовании темных фонов будьте готовы к необходимости использования более крупных шрифтов. Это результат т.н. эффекта растискивания точки, когда ширина светлой линий на темном фоне визуально воспринимается более узкой, нежели такая же толщина темной линии на светлом фоне.

24. Считается хорошим тоном, когда докладчик укладывается в регламент. Я бы сказал, что если при 20-минутном докладе кандидатской диссертации вы уложитесь в 18-19 мин, будет еще лучше. Пусть недосказанное (но не ключевое!) возникнет в виде вопросов по докладу и ваших ответов на них -- это время в регламент не входит. 

25. В продолжение п. 24 хорошо бы иметь дополнительные слайды на вопросы, которые с большой долей вероятности могут быть заданы. Их не обязательно оформлять как основные слайды. Но, возможно, они помогут более полно раскрыть вашу тему.


Аватар

Комментарий №3. Автор:доктор хауз

[04.02.2014 19:37]

Прочитал с интересом. Понравилось. Запутался в комментариях. Мне кажется, что в статье предложены основные требования к докладам, четко и емко. А автор полотна комментариев изложил бы свою точку зрения в собственной статье...


Аватар

Комментарий №4. Автор:Igoroshka

[04.02.2014 20:50]

:) "Автор полотна" изложил малую толику своего опыта подготовки слайдов к докладам -- от 5-минутных с несколькими слайдами до недельных курсов с сотнями. Хотите, пользуйтесь, не хотите -- кто ж заставит? Есть вопросы или требуются уточнения -- спрашивайте.


Аватар

Комментарий №5. Автор:Екатерина

[08.02.2014 10:59]

Спасибо большое всем авторам за информацию. Очень радует, что Вы делитесь своим опытом. Это очень редко в наше время. Составляла свою презентацию, следуя Вашим советам. Очень помогает!


Комментарий №6. Автор:Poli

[18.02.2014 20:02]

Классно написано. Спасибо большое!


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+