^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


10

Как научиться отвечать на неудобные вопросы, вступая публично?

Как часто Вам, выступая публично, доводилось попадать в ситуации, когда из зала доносится вопрос, на который Вы не готовы, или, попросту, не знаете, как ответить? Уверена, что с десяток таких ситуаций найдется у каждого, кому приходится делать доклады, читать лекции и т.д.

При этом в Вас тут же поднимается волна негодования на того, кто задал вопрос, желание защититься и дать сдачи, которое сменяется полнейшим замешательством. Однако, если Вы хотите стать хорошим оратором, позволять себе этого нельзя ни в коем случае. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие, держать себя в руках. А чтобы было легче этого добиться, есть несколько универсальных способов выйти из неприятного положения.

 

1. Вы не обязаны знать все на свете и отвечать на все вопросы, задаваемые аудиторией!

Причина ухода от ответа может быть как в нецелесообразности ответа на заданный вопрос, так и, чего греха таить, в Вашей некомпетентности по данному вопросу. Однако честное признание этого факта будет всегда смотреться выйгрышнее, чем попытка показать свою компетентность в незнакомом вопросе.

Конечно, прямо заявить, что Вы не намерены отвечать на вопрос нельзя… Но всегда можно сказать что-то вроде «Я бы сейчас не хотел выдавать непроверенную информацию…» или «Я сейчас не обладаю информацией по данному вопросу…» Однако, если спрашивающий настаивает, либо Вы уже не раз прибегали к этому приему, воспользуйтесь другим приёмом. Запишите вопрос и пообещайте связаться в течение суток с человеком, задавшим вопрос, как только уточните ответ. При этом Вы не только проявите уважение, покажете всю значимость для Вас задаваемых вопросов, но и уйдете от неудобного вопроса.

 

2. В случае выдачи непроверенной, неправильной или некорректной информации никогда не оправдывайтесь и не спорьте!

В такой ситуации нужно просто признать свою ошибку, можно сделать комплимент внимательности и компетентности человека, её обнаружившего, и двигаться дальше, не заостряя на этом внимания!

 

3. Если слушатель из зала высказывает мнение, противоположное Вашей точке зрения, либо задает провокационный вопрос, ни в коем случае не вступайте в полемику!

Необходимо очень внимательно выслушать оппонента, всем своим видом показывая, насколько оно важно для Вас, и только после этого, не перебивая его, переходить к ответу. Причем ни в коем случае нельзя переходить на оскорбления и личности, поскольку есть вероятность, что именно этого от Вас и добиваются.

Не показывайте своего смущения или замешательства.  А, начав с фразы «Проблема, которую Вы затронули, действительно имеет место быть», либо «Спасибо за острый вопрос», выйграйте некоторое время обдумать ответ и успокоиться. А дальше поступите так, как часто делают студенты… Начните выдавать информацию, которую Вы знаете и в которой уверены, например «Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно начать вот с чего…».

По сути, вопросы ведь могут задаваться совсем не с целью раскрытия темы, особенно когда это «неудобные» для выступающего вопросы… Высока вероятность того, что он прозвучал с целью привлечения внимания к задающему вопрос. Это, своего рода, «интеллектуальный терроризм». Ведь в большинстве случаев террористы, захватившие здание, взявшие заложников, конечной целью не всегда видят выкуп и удовлетворение своих условий. Они, в большинстве случаев, требуют в первую очередь телевизор, чтобы насладиться вниманием к себе. Хотя могут этого и не осознавать.

Так и в случае с Вашим докладом. Неосознанно человек, поднявший руку с целью задать вопрос, может просто хотеть внимания к себе, проявить свою эрудицию, чувство юмора, смелость. Поэтому чем больше Вы будете с ним спорить, тем больше он начнёт распаляться и получать желаемое. Чтобы не допустить этого, необходимо сделать из него союзника, а не противника, обратив внимание на широту и глубину познаний задающего вопрос. Либо просто восхитившись тем, что человек так заинтересован и душой болеет за это дело.

Конечно, более простым способом может являться простое игнорирование неудобного вопроса, но при этом Вы не будете выглядеть так эффектно, как в случае применения выше описанной методики. А имидж оратора, как ни крутите, дело очень важное.

 

4. Предупредить нежелательные каверзные вопросы можно сказав о том, что ждёте их!

Как мы знаем из курса физики, сила действия равна силе противодействия. Таким образом, сказав после выступления не просто фразу о том, что Вы готовы ответить на вопросы, а что-то вроде «Рад буду ответить на ваши вопросы, особенно на каверзные» или «А теперь, пожалуйста, задавайте вопросы, и пожалуйста, поострее». В таком случае каждый, кто за время Вашего выступления заготовил парочку неловких вопросов, окажется союзником, а не противником, при этом у него пропадёт всякое желание вредить, поскольку не получится ожидаемого эффекта.

 

5. Если Вы не расслышали, недопоняли вопрос, можно попросить задающего повторить его, либо сделать это самостоятельно, озвучив, как Вы его поняли.

Согласитесь, лучше перестраховаться, чем начать отвечать невпопад. Кроме того, повторяя вопрос самостоятельно, Вы не только даёте возможность вникнуть в суть тем, кто, возможно, не расслышал вопрос, но и убеждаетесь в том, что сами правильно его поняли.

Ещё важно помнить, что ни в коем случае нельзя перебивать спрашивающего на середине вопроса, даже если Вы в самом начале поняли, о чем он хочет спросить. Ответ должен быть кратким и чётким, в идеале – одна фраза.

 

6. Если Вы не хотите попасть в ситуацию, когда Вам задают несколько вопросов одновременно, позаботьтесь об этом заранее, предупредив всех, что в силу ограниченности времени можно задавать не больше одного вопроса и по очереди.

Таким образом Вы не только сможете прервать настойчивого оппонента, сказав, что нужно соблюдать регламент, но и сохраните порядок в зале.

 

7. В случае, когда вместо вопроса высказывается точка зрения человека, а формат мероприятия не предполагает дискуссию, обмен мнениями, лучшим выходом из положения будет являться фраза «Итак, ваш вопрос!»

На мой взгляд это самый корректный способ не задевая спрашивающего тем не менее прервать его монолог, который может растянуться на долгое время. Тем более, что восьмое правило тоже нужно стараться выполнять.

 

8. Всегда четко нужно соблюдать регламент, и, если было объявлено о том, что вопрос можно задавать после поднятия руки, необходимо прерывать вопросы, выкрикиваемые с места без разрешения.

Кроме того, необходимо соблюдать временной регламент, если на вопросы отведено 10 минут, значит ровно столько времени и должно быть затрачено на вопросы, ни минутой больше, и только Вы можете на это влиять, остановив поток вопросов.

 

9. До начала выступления попытайтесь предугадать вопросы, которые могут быть Вам заданы, и подготовьтесь к ним!

При этом Вы можете озаботиться подготовкой таких ответов, которые выдавали бы в Вас высоко эрудированного, начитанного человека, владеющего в том числе, например, информацией из истории, философии, психологии и т.д.

 

10. Нельзя давать негативную или позитивную оценку вопросу, за него нужно быть просто благодарным, поскольку в любом случае это проявление интереса к Вашему выступлению.

Однако это не значит, что Вы не можете начать с фразы «Какой необычный вопрос!», «Смелый вопрос», «О, какой неожиданный вопрос!» Все дело в Вашей оценке происходящего и тактичности.

Кроме того, всегда желательно убедиться в том, насколько Ваш ответ удовлетворил задающего вопрос.

 

И в заключении хотелось бы сказать, что не только неловкие вопросы, но и их полное отсутствие могут привести докладчика в замешательство. Чтобы этого не случилось, всегда можно договориться с несколькими знакомыми Вам людьми о тех вопросах, которые они должны задать. При этом Вы всегда заранее чётко будете знать ответ. Либо, если нет такой возможности, начать с фразы «Обычно спрашивают…». А после первого вопроса вереницей потянутся и другие.


Комментарий №1. Автор:Марина

[15.07.2014 20:08]

Отличная статья, хотя многие пункты уже "опробованы" при собственных выступлениях, но также обнаружены советы, которые с удовольствием отработаю в будущем.  Ведь самое главное в научной работе, не только ее научно-практическая значимость, но и "донесение до широких масс" полученных результатов, а поначалу это не всегда проходит гладко... 


Вообще, статьи такого плана очень полезны, причем не только ораторам. Спасибо за полезную информацию и отличный сайт! Ждем новых тем.


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+