^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


0

Риторикой занимались еще в Античности. И нужно отдать должное мудрым предкам – многое по-прежнему актуально.

Так, например, античные авторы выделили 5 последовательных шагов в подготовке публичной речи. Каждый шаг связан с предыдущим и последующим, как звенья одной цепи.

Ну, или так  

Первый шаг – это изобретение – нахождение идей, которые станут фундаментом речи. Здесь мы отвечаем себе на вопрос, что сказать.

Все остальные этапы подскажут, как сказать.

Второй шаг- - расположение-выстраивание последовательного плана речи.

Третий этап – элокуция – облечение мыслей в слова, нахождение новых конструкций и фраз, через которые слушатели смогут точно понять и запомнить идеи оратора. Результат этого этапа  - написанный текст речи.

Четвертый этап –память – выучивание наизусть всего текста или его основных частей. Даже если речь огромна, и Вы планируете подглядывать в текст, нужно четко помнить расположение ее частей и ключевые фразы. Самое важное нужно сказать, глядя в глаза, а не в бумажку…

Последний шаг – действие- отработка произнесения речи, интонаций, пауз и жестов…

Знатоки советуют выделить топы (они же топосы, общие места, риторические места) – категории, где человек осмысливает, классифицирует и оценивает действительность. Они привлекают, дают возможность осмыслить тему речи с разных сторон (инвентивная функция). Они же и убеждают, так как могут выступать как аргументы. Кроме того, топы выполняют диспозитивную и элокутивную функции, то есть позволяют набросать минимальный план речи и развить фразу до большого фрагмента.

Классическая риторика Древней Греции предлагает изобретение речи по топам. Набор их колеблется от 6 до 42 и включает следующее:

  • Субъект
  • Объект
  • Место
  • Время
  • Образ действия
  • Обстоятельства
  • Причина
  • Цель
  • Род-вид
  • Часть-целое
  • Имя
  • Сравнение
  • Противопоставление
  • Свидетельство (обращение к словам известного, авторитетного человека)
  • Пример

Но не менее важно понять, что мы примем за отправную точку в подготовке речи. Существует 3 модели подготовки выступления:

  1. «от темы» - большее внимание уделяется теме выступления, тщательному сбору и анализу материала
  2. «от оратора» - идея этой модели в том, что оратор и так искусен, поэтому лучше уделить время подготовке себя к речи, чем самой речи…В подготовке себя не уподобляйтесь классической ситуации «Она старалась одеваться броско, но выглядела только заброшенной» (О.Уайльд)
  3. «от аудитории» - здесь оратор пытается найти те аргументы, которые убедят именно эту аудиторию, старается подать информацию в том виде и последовательности, которые лучше всего «зацепят» слушателей.

Итак, определяемся что, кто и кому будет говорить. Прикидываем, в каком порядке двигаться. Вопрос: как же все-таки подготовить речь?

             Подготовка «от темы»: оратор генерирует текст

«Для риторики убедительность часто важнее строгости рассуждения. Риторика не претендует на многое -было бы создано нужное впечатление» (А.К. Михальская)

     Подготовка «от оратора»: ритор как вдохновенный творец

Не в каждой аудитории принимаются положения, выдвинутые оратором. Это зависит от множества факторов – пола, возраста, образования, темперамента…. Вспомните, какое непонимание было между Гулливером и лилипутами и великанами.

 

А «….слабые доказательства, извлекаемые из общих мест, можно сравнить лишь с сорной травой, которая мешает прорастать доброму семени» (Лами).

Подготовка «от аудитории»: оратор создает убедительную речь

Большинство публичных выступлений ориентированы на привлечение внимания еще незаинтересованной аудитории. Поэтому так важно серьезно подойти к аргументации. Существует несколько способов поиска доказательств. Приведу несколько:

  1. Субъект

Принцип «Это прекрасный рисунок, потому что его нарисовал мой ребенок». Это нередко используется в практике адвокатов, когда пытаются добиться оправдания, напирая на положительные человеческие качества обвиняемого -он и честный, и добрый, и собачек бездомных кормит…

  1. Объект

Здесь нужно подчеркнуть, на кого было направлено действие. Работает принцип «был убит прекрасный человек – это ужасно»

  1. Образ действия

Задача показать, КАК что-то делается. Используется в тех случаях, когда нужно что-то охарактеризовать с «эстетической» точки зрения. Например, можно показать, как красиво двигаются спортсмены, чтобы мотивировать человека к занятию физкультурой.

Принцип «хорошо то, что красиво делается, и плохо то, что выполняется ужасно».

  1. Цель

Принцип «Это хорошо, потому что человек преследует благородную цель» часто используется для создания положительного имиджа. Многие компании выпячивают свою социальную ответственность, то, как они вкладывают средства в благотворительность….

  1. Часть-целое

Здесь нужно показать связь предмета, которому посвящена речь с целостной картинкой. Например, в рекламе шоколада может эксплуатироваться образ счастливой семьи, которая эту шоколадку уплетает

  1. Имя. Вот уж где могут развернуться филологи, так здесь. При таком подходе анализируют происхождение слова, ассоциации с ним. Если в шутку по теме, то «хорошее дело браком не назовут», как говорил Михаил Жванецкий.

 

  1. Сравнение.

Сложную операцию можно попытаться объяснить на пальцах, скучную кому-то теорию расцветить образами да метафорами. И сработает принцип «это хорошо, потому что похоже на что-то хорошее».

 

  1. Противопоставление – это как бы продвинутое сравнение. Предполагается, что что-то хорошо не само по себе, а в сравнении, в противоположность другому. «И если вы все еще кипятите, то мы идем к вам!»

 

 

  1. Свидетельство

Отличный способ украсить речь и подтвердить свою речь словами известного человека.

 

 

  1. Пример. Безотказно работающий подход. Нет лучшего доказательства и украшения, чем наглядный живой пример. Рассказываете Вы о лечении – вспомните клинический пример, говорите о новом продукте – приведите положительный случай. Никто не запрещает использовать примеры из литературы или фильмов.Нередко бывает так, что запоминаются только примеры.

 

Это кажется Вам глупостью? Но именно глупости лучше всего запоминаются.

 

После того, как идеи разработаны, нужно составить план речи, то есть верно композиционно построить ее.

Но это тема уже другой статьи.

Давайте вместе учиться выстраивать речь правильно!

Но помните

 


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+