^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


10

Есть такой старый социологический анекдот:

1 января, 7 утра, в квартире раздается телефонный звонок.

Варианты ответа:

  1. Ааа…
  2. Эээ…
  3. Алло…
  4. Остальные с ответом определиться не смогли…

Социология у многих зачастую ассоциируется исключительно с анкетой: пришел, увидел, опросил.

На самом деле это не так. В социологии применяется много методов – хороших и разных. Один из них – ассоциативный эксперимент.

В 2014–2015 годах ученые Академии управления при Президенте Республики Беларусь провели социологическое исследование, тема которого была посвящено тому, как студенческая молодежь воспринимает «взрослую» жизнь: страну, социальные и культурные процессы, интернет, и наконец, себя любимых.

Как проводится ассоциативный эксперимент? Очень просто: на ряд слов испытуемым предлагается не задумываясь ответить первой пришедшей в голову ассоциацией, первым пришедшим на ум словом.

Прелесть метода заключается в том, что допускается использование даже ненормативной лексики (а что делать, если другого слова на ум не приходит?). Но главное, конечно, не в этом. А в том, что ассоциативный эксперимент показывает не «правильную» (как бывает в анкете), не «заказную», а настоящую, непосредственную картину восприятия человеком того или иного явления. Проще говоря – позволяет отобразить в картинке коллективное подсознание.

Как это выглядит?

После заполнения и обработки ассоциаций по частоте повторяемости одного и того же слова высчитывается смысловое (ассоциативное) ядро или составляются «ассоциативные ряды». Бывает и так, когда «ассоциативное ядро» отсутствует – это значит, что в обществе или в конкретной социальной группе нет четких сформированных представлений о том или ином явлении.

Исследование проводилось среди студентов 1 курсов белорусских вузов.

Например, вот так ассоциируется у молодёжи слово «БЕЗРАЗЛИЧИЕ». В нем нет ярко выраженного ассоциативного ядра, затоочевиден ассоциативный ряд:

А вот так выглядит ярко выраженное ассоциативное ядро – ассоциация на слово «НЕЗАВИСИМОСТЬ»:

Но самый интересный ассоциативный ряд исследователи получили на слово «БЕЗОПАСНОСТЬ»:

Какая прекрасная ассоциация «Одеяло»! Можно только порадоваться за белорусских студентов, которые смогли сохранить такое незамутненное и незашоренное восприятие мира! Не менее прекрасны и другие ассоциации: от маньяка до МЧС…

Ну, а с чем же ассоциируется у студентов РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ?

С домом и Родиной. С драниками, молодостью, стабильностью, голубыми озёрами и солнцем. Насколько устойчивой со временем окажется эта ассоциация – зависит только от нас:


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+