

Казалось бы, не подлежит сомнению тот факт, что интимная жизнь человека – естественный процесс, природное свойство, и общество не имеет к этой стороне нашего бытия ни малейшего отношения. Однако это не совсем так.
Например, изучение интимной жизни человека в рамках социологии выявляет всевозможные стереотипы и прочие факторы социальной обусловленности сексуальности. Кто не помнит вырванное из контекста, но крылатое «В СССР секса нет?»
Еще один из устойчивых стереотипов заключается в том, что молодежь (возрастные группы от 18 до 35 лет) имеет в сексуальной жизни ощутимое количественное и качественное преимущество перед остальными возрастными группами. Социологические исследования опровергают эти представления.
Достаточно взглянуть на график (обращенный уровень ответов об отсутствии сексуальной жизни), показывающий, в каком возрасте начинает резко снижаться сексуальная активность мужчин и женщин. Как видим, обе кривые достаточно ровные, без ощутимых «скачков»:
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА СЕКСУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
(в условных показателях)*
* Левинсон, А. Институциональные рамки старости: старость как гендер //
Вестник общественного мнения. – 2011. – № 3 (109). – С. 60.
Но это – стереотипы, т.е. устоявшиеся представления и с ними вроде бы все ясно. А что такое – эта самая социальная обусловленность интимной жизни и бывает ли она вообще?
Прежде всего это влияние исторической эпохи, природных условий, культуры, социальных (особенно религиозных и правовых) норм, уже упомянутых стереотипов и даже языковых традиций на интимную сферу, когда различные аспекты сексуальности становятся маркерами не только личной, но и социокультурной идентичности.
Например, во многих культурах достижение определенного возраста означало право на секс, а, вступление в интимную жизнь (в некоторых культурах и традициях – публичное) являлось одним из обязательных этапов социализации.В то же время европейской и особенно восточнославянской традиции свойственны иные стереотипы и связаны они, прежде всего, с религиозным влиянием, которое придало поэтичность и скрытость, сокровенность интимной жизни, – недаром брак в христианстве именуется таинством.
В качестве примера культурного языкового влияния можно обратиться к самим понятиям-терминам «секс» и «сексуальность». Ведь эти слова появились в русскоязычном пространстве совсем недавно, в середине ХХ века, и являются «чужими», – англоязычными заимствованиями.
В русском же языке вместо «сексуальности» существовало слово «чувственность». Какой корень в русском аналоге «сексуальности»? Правильно, «ЧУВСТВО». Почувствуйте разницу. И поделитесь ей со своей половинкой…