^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


10

«Больной делается крайне сомнительным к искусству нашему, если врач долго будет сидеть над чистым рецептом, станет его перемарывать, либо рвать старый и писать новый. Рецепт должно писать одним разом и четким почерком. Прочитать оный внимательно, положить перед больным и протолковать ему предстоящий образ приема предписанного лекарства, сказать вкус, цвет, запах и действие оного. Тогда больной будет принимать его с восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полезнее самого лечения» 

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831).

           

Сколько времени исследователи бьются над загадкой врачебного почерка, а все без толку. В разные годы во многих странах (США, Канада, Испания, Швейцария, Новая Зеландия и др.) проводились исследования, давшие различные, даже противоположные результаты. Правда, и оценивались они по-разному, одни компьютерным путем, а другие человеческим фактором, и большинство работ включало в себя исследования в пределах одной клиники.

Существует легенда, что медиков издавна учили специально искажать почерк. Зачем? А чтобы больной не смог разобрать, что написано в рецепте или карточке. Во-первых, дабы диагноз не смог его напугать, во-вторых, чтобы другие не смогли воспользоваться чужим рецептом и не стали самостоятельно лечить свою, якобы похожую, болезнь. Но навык "шифроваться" – палка о двух концах. Зачастую из-за плохого почерка страдают не только пациенты, но и коллеги-врачи, и фармацевты. Неразборчивые предписания одна из частых причин врачебных ошибок.

Недавно в Канаде проводилась кампания против небрежного, неразборчивого почерка врачей при написании рекомендаций и рецептов. Бороться с проблемой собирались с помощью создания единой системы электронных медицинских предписаний. Конечно, пока это дело будущего, но, по-видимому, единственный выход. Как утверждают канадские исследователи, просто попросить врачей писать аккуратно – не имеет смысла, тогда они пишут еще хуже. Проведенная Министерством здравоохранения страны компания, агитирующая врачей не сокращать слова, писать ясным почерком, использовать общепринятые названия препаратов, тем самым уменьшая процент врачебных ошибок, потерпела крах. В тоже время специалисты посчитали, что врач за смену может  исписать до 10 машинописных листов формата А4, включая осмотры, рецепты, протоколы операций и т.д.

В 1986 году американские исследователи врачебного почерка, анализируя работу небольшой 340-коечной клиники, пришли к выводу, что из-за задержки в разборе медицинской документации, данная больница теряла в год около 12 000 долларов, и это учитывая правильность написания всех рецептов!

Исследователи из Бернской университетской клиники Inselspital (Швейцария), проанализировали несколько тысяч архивных записей и выяснили, что в 52% случаев почерк, которым были выписаны рецепты, был откровенно плохим, а в 4% не читался вообще. Даже президент Федерации швейцарских врачей Жак Аллер признался, что в медицинской документации пишет скорее на древнеегипетском, чем на латыни. Между тем, в стране из 200 смертельных случаев, которые имеют место ежегодно по причине неверного назначения медикаментов, 25% обусловлено неразборчивостью рецептов! По оценкам организации Santé Suisse, ежегодные страховые выплаты в этих случаях составляют около 100 миллионов франков.

Испанские исследователи решили провести такой эксперимент: в 600-коечной клинике на юго-западе страны в один день были взяты истории пациентов, имеющие четные номера. Исследования почерка проводили по 4-бальной шкале:

1 балл - неразборчивый (большинство или все слова, невозможные определить),

2 балла - большинство неразборчивых слов, общий принцип лечения неясен,

3 балла - некоторые слова неразборчивы, но записи могут быть поняты клиницистом,

4 балла - четкий (все слова ясны).

Заключение: 15% историй получили 1-2 балла.

По данным Медицинского института Национальной академии наук США: в год в стране умирает около 7 тысяч человек, из-за того, что им были выписаны неразборчиво рецепты. Самый громкий судебный случай произошел в штате Техас (США), где семье погибшего пациента из-за неразборчивого рецепта присудили 450 000$ компенсации, из которых половину суммы 225 000$ должен был выплатить врач.

Глубже проблему исследовали графологи американского концерна «Pilot Pen», которые изучили почерк 120 000 врачей из разных стран. Обращали внимание не только на сам почерк, но и на то, как в нем отражается личность пишущего. Оказалось, что в целом, врачи пишут довольно разборчиво, не гонятся за деньгами и склонны угождать начальству. 90% врачей пишут довольно разборчиво, остальных 10% врачей, пишущих каракулями, характеризовало поверхностное отношение к вещам и отсутствие стремления вникать вглубь проблемы. 65% врачебного почерка имело признаки угодливости, причем это не зависело от специальности доктора или его национальности. Но признаков, указывающих на алчность (крючки вначале букв), обнаружено не было, что говорило о том, что для врача более важны духовные и интеллектуальные потребности, чем материальные. Интересным было еще и то, что графологи определили, какие черты характера присущи представителям различных медицинских специальностей:

- анестезиологи способны судить трезво и объективно, не склонны к импульсивности.

- неврологи находчивы, обладают интуицией, заинтересованы и изысканы, умеют видеть далеко вперед.

- кардиологи энергичны, способны быстро принимать решения, открыты для всего нового.

- гинекологи - женщины оптимистичны и полны энергией, а вот гинекологи - мужчины - самые нервные и подавленные среди всех специалистов. Это объяснялось жадностью и неблагодарностью семей, а так же многочисленностью судебных исков по поводу врачебных ошибок.

- только 15% хирургов-ортопедов, судя по почерку, оказались правшами.

Интересны исследования американского журнала «Неотложной медицинской помощи» опубликованные в 1997году. Выяснилось, что качество почерка зависит от степени напряженности профессии. Так врачи неотложной медицины, реаниматологи, хирурги пишут хуже, чем врачи терапевтического профиля.

Пытаясь опровергнуть мифы о врачебном почерке, в 1998 году в Суонси (Уэльс) провели следующий эксперимент: врачей, обслуживающий персонал и представителей администрации клиник попросили написать на листе цифры от 0 до 9 и все буквы алфавита и написанное загрузили в компьютер. Как ни странно, компьютер дал всем положительную оценку, отметив, что представители администрации пишут немного лучше.

Специалисты из Канзасской университетской клиники (штат Канзас, США) решили пойти дальше. Беря во внимание, что в различных исследованиях тестировались только врачи, они взяли по 10 человек обоих полов из различных профессий. Кроме врачей, в исследование были включены бухгалтера, инженеры, автомеханики, ученые, строители, адвокаты (всего 140 человек). Всех испытуемых попросили быстро написать предложение «The quick brown fox jumps over the lazy dog» («Быстрая бурая лиса перепрыгивает через ленивого пса»). В этом предложении были представлены все буквы латинского алфавита. Оценивали написанное четыре независимых арбитра. Помимо качества почерка , учитывалось наличие ошибок. И что в результате вышло? Врачебный почерк абсолютно не отличался от почерка других специалистов. Разборчивость почерка определялась сроком обучения и половой принадлежностью. В среднем 40% букв, написанных мужчинами, оказались нечитаемыми, в тоже время у женщин только 20% текста составили неразборчивые каракули. Канзасские арбитры сделали вывод: «Врачам нужно на все это плюнуть и больше не писать от руки. И тогда будет неважно, разборчив ваш почерк или нет».

По единодушному мнению многих экспертов, единственный способ избавиться от ошибок, связанных с врачебным почерком – электронные системы ведения документации, в том числе выписки рецептов. 

При этом желательно, чтобы подобные системы содержали в себе базы лекарственных препаратов во всех актуальных выпускаемых лекарственных формах и дозировках, а врачу нужно было лишь выбрать один из вариантов и просто подставить его в рецепт или лист назначения. Попутно решается еще одна распространенная проблема: электронная система не даст назначить несовместимые препараты. В Таиланде аналогичную систему ввели в 2009 году и уже через год зафиксировали 10-кратное уменьшение количества ошибок, как со стороны врачей, так и со стороны среднего медперсонала.

С чем и подписываюсь,

доктор хауз

 


Аватар

Комментарий №1. Автор:виктор 666

[21.10.2014 07:13]

 Лет 10 назад у меня на работе на МРЭКе  только мои направления и моего коллеги без подписей узнавали (потом мои  сотрудники в мою защиту сами под диктовку их писали). И лечившийся у меня суд-мед эксперт долго смеялся, когда узнал  знакомый почерк.


Аватар

Комментарий №2. Автор:Некто

[14.10.2015 10:30]

Ахаха, замечательно :)) Примерно такой же почерк у нашего участкового педиатра, ее рецепты даже в аптеке не понимают. А вот у терапева на редкость каллиграфический почерк.

Врачи, возьмите на заметку! :))


Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+