

Если вы сейчас думаете, что это пост из серии «и трава была зеленее, и сметана жирнее», то вы почти угадали. Имея за плечами тридцать лет жизни, 7 – медицинского стажа, и неполные 3 - преподавательского, вроде как уже можно сравнивать до и после.
Третий год ваша покорная слуга трудится ассистентом клинической кафедры и наблюдает студентов так пристально, как только может. И наблюдает в них ряд моментов, как прекрасных, так и ужасных.
Сразу скажу, что студенты мне нравятся. Нет, не то чтобы они представляют собой ведомую толпу, власть над которой сладко отдается в думах препода. Как раз наоборот – они вполне индивидуальны. То ли я такая везучая, то ли хороших детей и правда много, но мне не попадались почти группы неуправляемые. А вот странностей в них – сравнивая с моей даже родной группой образца 2000-2006 г. – множество. Приведенный далее список – даже не попытка классификации, а так, распределение на кластеры.
Первое и основное «фе», которое ударило по мне почти в первое же занятие: даже у умных деток проблема с выживаемостью информации. Или даже не так: информация есть, но соединить уже выученное с изучаемым здесь и сейчас – сложно. Из них, если постараться, можно вытащить и школьный курс физики, и нормальную анатомию. А вот слить с тем, как это всё применить в хирургии, стоит усилий немалых. Да, нужно клиническое мышление, а оно без опыта – ничто, и т.д. Но способности к анализу-синтезу у большей части пугающе неразвиты.
Во-вторых, при общении с ними не оставляет ощущение работы с перегруженными процессорами. Сообщаемая информация скользит по поверхности, ее хватают, особенно те, кто вообще имеет цепкий ум – они без усилий следят за объяснениями, дискутируют, задают вопросы. И все. Часто на этом скольжении потребление заканчивается. Да, везде планшеты, Интернет-в-телефоне. Может, потому оперативка перегружена.
Планшеты. Они в-третьих.
Я за них не ругаю. Это даже бодрит и веселит - лихорадочное шуршание гуглом. Грешат обычно группы, для которых предмет побочный. зачем запоминать заранее, если можно залить в кэш, выдать и очистить кэш для нового побочного? Но тут забавное заканчивается – почти невозможно ссылаться на уже пройденное, даже если было пройдено вчера.
Заставить читать? Скучно. Аргументация "это вам нужно" - скучно. Ведь не нужно здесь и сейчас. А экзамен - он когда-нибудь. И любимая присказка от практикующих врачей, которые говорят "забудьте всё, чему вас учили в универе". Зачем учить, если надо будет забывать. Потому - в-четвертых...
В-четвертых – детский сад в 20 лет – это страшно. В высшей школе никто со стимулом (который палка) над душой не стоит. Но когда начинается выпрашивание оценки – мама дорогая! Зачем? Мама поругает? Вполне аргумент в случае, если мама платит за учебу, но не повод для жалости. Сам дурак (сама дура).
Только бы мама не оказалась какой-нибудь завкафедрой…
В-пятых: они плохо держат дистанцию. Ладно, если со мной, которая вполне теряется в их толпе, ибо размерами не вышла, лицом особо не постарела. А если с тетей в возрасте? С тормозами плохо. В Интернет-этике, конечно, к форумному собеседнику можно и нужно на «ты» и запросто. А с преподом от «прикольно» до «нарушил субординацию» часто полшага. Сесть на подоконник в операционной? Истребовать карту пациента без «пожалуйста»? «А что я такого сделал?».
Ну и плюсы.
Не закрепощенные. Контактные. Опять же – планшеты (и никто не скажет, что учить не по чем). Быстро, очень быстро ловят новые моменты, быстро встраивают их в общую картинку (если подсказать, что куда). Впрочем, это же могли и мы.
А так – хорошие дети. Не все, но многие. Очень многие. Но про плюсы - как-нибудь потом.