

Постановка Триера признана лучшим фильмом Европейской киноакадемии в 2011 году. И в то же время, ее режиссер, объявленный персоной нон грата на Каннском кинофестивале. Много споров о режиссере, и много о фильме.
Сюжет фильма делится на две части, которые абсолютно противоположны друг другу. Повествование идет о двух сестрах, полных антиподах, но любящих друг друга. Сюжет базируется на идее о том, что в Землю врежется планета Меланхолия, т.е. придет конец земной жизни. Автор в начале, использую видеоряд, дает нам это хорошо понять, чтобы не было отклонений в суждениях о том, что произойдет в конце.
Часть 1. Жюстин.
Пышная свадьба в поместье, много гостей, званый ужин, все на высшем уровне. Но поместье расположено далеко, добираться нужно по сельским дорогам на свадебном лимузине, который не вписывается в окружающую обстановку, не говоря уже о дорогах. Жених с невестой опаздывают, даже очень. Гости ждут. Жюстин – прелестная невеста, мчащаяся сразу же к своей любимой лошади, а не к гостям. Клэр – ее сестра, прекрасно чувствующая себя хозяйкой праздника. Торжество в разгаре, но Жюстин не чувствует себя как рыба в воде. Во время свадьбы принять многочасовую ванну и нагрубить своему боссу, не покидающему ее в такой вечер, чтобы вытянуть новый рекламный слоган. Милый жених, ждущий в свадебном ложе, но так и не дождавшийся, уехал домой.
Свадьба для Жюстин – это абсурд, лишенный какого-либо смысла. Ей не нужны традиции, соблюдаемые всеми. Она ищет что-то, но не может найти. Ее душа в смятении, отчего поступки нелепы и необдуманны. Меланхолия овладевает «невестой». Тут очень кстати вспоминается Офелия. К ее образу в самом начале нас и отсылает режиссер, показав картину «Офелия» Дж.Э. Милле. Поведение Жюстин не сумасшествие, скорее состояние отрицания общества и его идеалов. Пышность свадебных событий подчеркивает депрессивность героини, ее нежелание быть так, как другие считают нужным.
В это же время, Клэр – «умница» по словам матери, уверенная в себе хозяйка торжества, пытается направить Жюстин в русло нужного поведения, чтобы не было стыдно перед гостями. Жюстин пытается, но получается не все, так как задумано. Насколько Клэр уверена в себе, настолько Жюстин потерялась среди этого великолепия. Несмотря на безрассудность Жюстин, Клэр ее любит, что видно невооруженным глазом. Клэр хочет, чтобы хорошо было всем, но не получается. Ей непонятна душевная борьба сестры, ее мучительные поиски, которые приводят в тупик.
Окончание свадьбы ознаменовано «побегом» отца от Жюстин, которая напоминает ему своенравную жену, с которой тот в разводе. Отъезд отца еще больше печалит Жюстин.
Часть 2. Клэр.
Известия о Меланхолии печалят и пугают Клэр, но ее муж безоговорочно верит в слова ученых о том, что планета пройдет мимо. Но подспудная тревога не покидает ее. Жюстин привозят в поместье в состоянии клинической депрессии. Она безучастна ко всему, сестра заботится о ней. Только любимый конь немного радует. Когда становится понятно, что Меланхолия не пройдет мимо, Джон (муж Клэр) выпивает большую дозу таблеток, которые берегла Клэр на всякий случай, и погибает, оставляя жену и ребенка встречать конец…
В такой апокалипсической ситуации люди сходят сума, убивают себя, Клэр совершает необдуманную поездку в деревню, попадая под град, и возвращается обратно. Но Жюстин наоборот чувствует себя лучше и лучше в отличие от сестры. Роли изменились. В темные времена Жюстин – хозяйка ситуации, а Клэр – мечущийся в клетке кролик. Меланхолики, как говорят психиатры, в таких ситуациях более собранны, т.к. ждут плохого всегда и готовы к трудностям. Легкость жизни сбивает их с толку. Вместе с тем Жюстин, желая освободиться от зла, считает все человечество – злом. Его пребывание на планете должно быть прекращено.
В минуты перед концом теряется сам факт общественного приличия, о чем Жюстин говорит Клэр. Важно, чтобы было не прилично, а спокойно и комфортно даже в таких печальных событиях.
Конец прекрасен. Жюстин, успокаивает своего племянника, построив ему воображаемое убежище – пещеру, где они втроем, держась за руки, встречают неизбежное. Играет увертюра Р. Вагнера из оперы «Тристан и Изольда», что еще больше подчеркивает мотив очищения в смерти.
Фильм снят в шведском поместье, что дает живописность кадров. Режиссер часто использует крупный план, чтобы показать эмоции и отразить внутреннее состояние персонажа. На смену крупным планам приходят панорамные виды поместья, его окрестностей и неба, которое несет гибель. За небом следит Жюстин, она первая подмечает отсутствие звезды, которую закрывает Меланхолия. Искусственный свет ламп и светильников в первой части подчеркивает лица героев, выделяет их из окружающей обстановки, что подчеркивает образы героев, игру актеров и усиливает атмосферу вечера. Во второй части свет естественный дневной или вечерний, что подчеркивает обыденность переживаний. Милое лицо Клэр из первой части превращается в лицо переживающей женщины, на котором видны морщины.
Широту фильма подчеркивает показанная в начале картина «Охотники на снегу» П. Брейгеля Старшего. Насколько выписаны художником детали панорамы на картине, настолько Триер детализирует свои киноизображения. Образы картины – это вечный круговорот, что режиссер пытается отразить. Вечный круговорот судеб. Триер скрупулезно проработал фильм: от образов видеоряда до конца планетарного масштаба. В фильме нет сцены массового конца света, это личный конец, который придет ко всем. Конец человечества показан в образе конкретной семьи. Цикл завершен. Общее завершено в частном.
Игра актеров точна, передает чувства персонажей и поэтому многие сцены остаются в голове надолго после просмотра фильма. Превосходно отражены внутренние переживания, поиски и мучения героев. Блестящая игра Кирстен Данст отмечена наградой Каннского кинофестиваля.
Главной идеей фильма можно считать, что неоднократно подчеркивал Триер в своих интервью, то, что меланхолия спасет мир. Меланхолики как люди, постоянно пребывающие в состоянии душевных мук, могут яснее видеть в сложных и спорных ситуациях, чем обычные люди. Им свойственно действовать в таких ситуациях более разумно. А что же может быть более разумно, чем во время конца света уделить внимание близким и успокоить их мечущийся дух в гнетущей обстановке?