^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


9

Самая первая голосовая реакция ребенка – это первый крик. По сути это просто рефлекс: при первом вдохе вне утробы матери воздух поступает в легкие, а на выдохе  появляется первый звук –крик . Но именно его  используют при оценке в шкале Апгар ( те самые знаменитые 8/9 баллов, которым радуются мамы, и которые успокаивают педиатров – асфиксии не было).  Это, наверное, единственный случай, когда так важно оценить голос ребенка и зафиксировать это в медицинской документации.

Голос новорожденных различен по силе, но одинокаов по высоте и почти не отличается по тембру у мальчиков и девочек.

К концу второго месяца в голосе малыша четко, даже чужими, различаются эмоции. При недовольстве слышна отчетливая голосовая атака.

Когда ребенок начинает гулить и лепетать , мягко  «проскальзывают» определенные гласные и согласные звуки. Порой забавные ситуации происходят. Моя племяшка, например, так громко на весь магазин лепетала «па-пайя-па-пайя», что стоявший рядом продавец начал просить прощения: «Извините, папайю сегодня не завозили. Но есть авокадо….» И таких казусов у каждой мамы на пару часов рассказов хватит...

С развитием звукопроизношения и расширением словаря постепенно усложняются и голосовые реакции. Ребенок учится владеть своим голосом. Маленькие дети «примеряются» к нему, подражают, пробуют повторить все, что слышат вокруг – голоса животных, гудки, звонки, клаконы машин, гул поезда… Но это, ясное дело, не соответствует возможностям человеческого голоса, и  получаюся «му-му», «би-би», «чух-чух…»

В 2-3 года малыши «ловят» ударение  и интонации, а дети с музыкальным слухом  начинают напевать и передают мотив услышанного – музыкальной мелодии, речи.  По мере развития речи развивается и голос, богаче становятся интонации и модуляции, расширяется диапазон. Итак, развитие голоса не отделимо от развития речи. Вне речи возможны лишь элементарные его проявления: крик, кашель, смех.  Но поскольку развитие речи завязано на подражание услышанному, то сам собой напрашивается вывод: только при наличии хорошего слуха голос может развиться в полной мере.

Есть и специфические особенности голосообразующего аппарата

в разные периоды детства.

Щиточерпаловидная (голосовая) мышца появляется на 4-6 месяце внутриутробного развития. А полностью «оформляется» только к 11-12 годам.  Для детей младшего возраста характерно наличие большого количества слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани в гортани.  При простуде железы начинают вырабатывать много слизи, лимфатическая ткань «набухает» - просвет гортани несколько изменяется. А голос становится хриплым. Соединительная ткань в какой-то мере заменяет в функциональном плане внутренние голосовые мышцы. А главная «голосовая» мышца до 10 лет – перстнещитовидная. Поэтому примерно до 10 лет и мальчики, и девочки говорят фальцетом.

Изменение голоса (ломка, как говорят бабушки, или мутация, как говорят специалисты)  - это нормальное явление, которое обусловленное бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания.  Происходит «наслоение» закрепившегося стереотипа привычного фальцетного звучания собственного голоса и бурно происходящими изменениями организма. Поэтому голос звучит по-разному.  

В период полового созревания происходит и выраженный рост гортани. Но у мальчиков гортань растет  и в длину, и в  ширину, и увеличение её диаметра  приводит к понижению голоса на 1-1,5 октавы. А у девочек гортань растет преимущественно в вертикальном направлении, удлиняются голосовые складки на 3-4 мм, и голос понижается примерно на терцию. К тому же в механизм голосообразования включатся все голосовые складки, голос приобретает грудное звучание.

 

Сейчас в свете общей акселерации и мутация наступает раньше, чем лет 100 назад. Зависит также от климатических условий: у южан изменения наступают раньше, чем у жителей северных широт: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-11 лет. Длительность этой перемены колеблется от полугода до 2 лет у мальчиков и от 1,5 до 3 месяцев у девочек.  

В Просвященной Европе даже  практиковали оскопление мальчиков с особенно нежными голосами, чтобы те могли как можно дольше услаждать слух вельмож…Времена , к счастью, меняются….

Однако вернемся к  «судьбе» голоса. Известны случаи, когда голос у мальчиков менялся всего за 1-2 дня. Возможен вариант остро возникшей  мутации - -голос неожиданно начинает срываться, возникают низкие ноты басового или баритонального тембр, неприятные ощущения в горле, покашливание ( без каких-либо катаральных явлений), а потом голос меняется. Бывает и так, что мягкий детский голосок внезапно становится грубым, появляется хрипота и даже афония (нет звучного голоса, но шепот сохранен), через некоторые время охриплость исчезает и у подростка появляется оформившийся голос взрослого.

Подростки по-разному реагируют на новый голос.  Одни «выпячивают» это проявление взросления, другие, наоборот, долго не могут привыкнуть к себе новому и пытаются говорить привычным для них высоким тембром, старательно избегая низкого звучания.

  Но каким бы не был этот голос, куда важнее, что он будет произносить, неправда ли?

 

 

 


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+