

Самая первая голосовая реакция ребенка – это первый крик. По сути это просто рефлекс: при первом вдохе вне утробы матери воздух поступает в легкие, а на выдохе появляется первый звук –крик . Но именно его используют при оценке в шкале Апгар ( те самые знаменитые 8/9 баллов, которым радуются мамы, и которые успокаивают педиатров – асфиксии не было). Это, наверное, единственный случай, когда так важно оценить голос ребенка и зафиксировать это в медицинской документации.
Голос новорожденных различен по силе, но одинокаов по высоте и почти не отличается по тембру у мальчиков и девочек.
К концу второго месяца в голосе малыша четко, даже чужими, различаются эмоции. При недовольстве слышна отчетливая голосовая атака.
Когда ребенок начинает гулить и лепетать , мягко «проскальзывают» определенные гласные и согласные звуки. Порой забавные ситуации происходят. Моя племяшка, например, так громко на весь магазин лепетала «па-пайя-па-пайя», что стоявший рядом продавец начал просить прощения: «Извините, папайю сегодня не завозили. Но есть авокадо….» И таких казусов у каждой мамы на пару часов рассказов хватит...
С развитием звукопроизношения и расширением словаря постепенно усложняются и голосовые реакции. Ребенок учится владеть своим голосом. Маленькие дети «примеряются» к нему, подражают, пробуют повторить все, что слышат вокруг – голоса животных, гудки, звонки, клаконы машин, гул поезда… Но это, ясное дело, не соответствует возможностям человеческого голоса, и получаюся «му-му», «би-би», «чух-чух…»
В 2-3 года малыши «ловят» ударение и интонации, а дети с музыкальным слухом начинают напевать и передают мотив услышанного – музыкальной мелодии, речи. По мере развития речи развивается и голос, богаче становятся интонации и модуляции, расширяется диапазон. Итак, развитие голоса не отделимо от развития речи. Вне речи возможны лишь элементарные его проявления: крик, кашель, смех. Но поскольку развитие речи завязано на подражание услышанному, то сам собой напрашивается вывод: только при наличии хорошего слуха голос может развиться в полной мере.
Есть и специфические особенности голосообразующего аппарата
в разные периоды детства.
Щиточерпаловидная (голосовая) мышца появляется на 4-6 месяце внутриутробного развития. А полностью «оформляется» только к 11-12 годам. Для детей младшего возраста характерно наличие большого количества слизистых желез, лимфатической и соединительной ткани в гортани. При простуде железы начинают вырабатывать много слизи, лимфатическая ткань «набухает» - просвет гортани несколько изменяется. А голос становится хриплым. Соединительная ткань в какой-то мере заменяет в функциональном плане внутренние голосовые мышцы. А главная «голосовая» мышца до 10 лет – перстнещитовидная. Поэтому примерно до 10 лет и мальчики, и девочки говорят фальцетом.
Изменение голоса (ломка, как говорят бабушки, или мутация, как говорят специалисты) - это нормальное явление, которое обусловленное бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. Происходит «наслоение» закрепившегося стереотипа привычного фальцетного звучания собственного голоса и бурно происходящими изменениями организма. Поэтому голос звучит по-разному.
В период полового созревания происходит и выраженный рост гортани. Но у мальчиков гортань растет и в длину, и в ширину, и увеличение её диаметра приводит к понижению голоса на 1-1,5 октавы. А у девочек гортань растет преимущественно в вертикальном направлении, удлиняются голосовые складки на 3-4 мм, и голос понижается примерно на терцию. К тому же в механизм голосообразования включатся все голосовые складки, голос приобретает грудное звучание.
Сейчас в свете общей акселерации и мутация наступает раньше, чем лет 100 назад. Зависит также от климатических условий: у южан изменения наступают раньше, чем у жителей северных широт: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек в 10-11 лет. Длительность этой перемены колеблется от полугода до 2 лет у мальчиков и от 1,5 до 3 месяцев у девочек.
В Просвященной Европе даже практиковали оскопление мальчиков с особенно нежными голосами, чтобы те могли как можно дольше услаждать слух вельмож…Времена , к счастью, меняются….
Однако вернемся к «судьбе» голоса. Известны случаи, когда голос у мальчиков менялся всего за 1-2 дня. Возможен вариант остро возникшей мутации - -голос неожиданно начинает срываться, возникают низкие ноты басового или баритонального тембр, неприятные ощущения в горле, покашливание ( без каких-либо катаральных явлений), а потом голос меняется. Бывает и так, что мягкий детский голосок внезапно становится грубым, появляется хрипота и даже афония (нет звучного голоса, но шепот сохранен), через некоторые время охриплость исчезает и у подростка появляется оформившийся голос взрослого.
Подростки по-разному реагируют на новый голос. Одни «выпячивают» это проявление взросления, другие, наоборот, долго не могут привыкнуть к себе новому и пытаются говорить привычным для них высоким тембром, старательно избегая низкого звучания.
Но каким бы не был этот голос, куда важнее, что он будет произносить, неправда ли?