^ Наверх

Добьёмся успеха вместе!


0


Наука и образование - это то, что определяет будущее любой страны. На мировом рынке, бесспорно, конкурентоспособными являются только те страны, которые производят наукоемкую, высокотехнологичную продукцию.

 

Уже немало лет на всех уровнях государственной власти звучат призывы:

  • к формированию  благоприятной для инноваций экономической,
  • правовой и социально-культурной среды;
  • о необходимости срочной модернизации материально-технической базы науки и производства, достижения качественно нового технологического уклада в отраслях экономики,
  • развития интеллектуального потенциала и творческой активности населения и, в частности, молодежи. На деле же все происходит не так гладко как хотелось бы.

 

Достижения белорусских ученых, о которых часто говорится в СМИ, к примеру, по созданию суперкомпьютера, спутника, лекарств от рака, выращиванию трансгенных коз и т.д., являются важными инновациями в масштабе страны, а вот революционных открытий и разработок нет. Склады по-прежнему забиты «инновационной» продукцией.


 

Кроме того, в последние годы четко отмечены:

  • снижение привлекательности занятия наукой в целом;
  • снижение имиджа ученого;
  • отток молодых научных кадров за границу или в другие сферы деятельности.

 

Что и говорить, по сравнению с 1985 годом число ученых в Беларуси уменьшилось примерно на треть. Постоянно сокращается прием в аспирантуру, не говоря уже о докторантуре. Наука держится за счет ученых старшего поколения, а процесс воспроизводства научных кадров в некоторых научных направлениях вскоре может достигнуть критической точки «некому работать и преподавать».

 

Почему так происходит, в чем причина, что надо сделать, поменять или исправить?


С целью выработки единой стратегии привлечения молодежи в науку, улучшения условий для занятия наукой, достижения значимых для государства научных результатов и удержания научных кадров в стране, был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 1230 молодых ученых в возрасте до 45 лет из всех регионов страны и всех направлений научной деятельности.

 

Возрастная структура респондентов: 21-30 лет – 65%, 31-40 лет – 32%, 41-45 лет – 2%, до 20 лет – 1%.

 

Женщины составили – 64%, мужчины – 36%. Трудно сказать, почему получилось такое соотношение: то ли  женщины по натуре более исполнительны и охотнеее откликнулись на просьбу проанкетироваться, то ли, действительно, женщины больше стремятся в науку...

Больше все респондентов было из Минска и Минской области, что безусловно связано с большей концентрацией ВУЗов и институтов на данной территории. Остльные регионы распределились примерно поровну.

В социологическом опросе участвовали практически все отрасли науки. Наибольшую активность проявили представители сельскохозяйственных (17,7% от общего числа респондентов) и технических наук (14,6%), педагогических (10,5%), физико-математических (10,1%) и филологических наук (9,4%), близкие нам по духу медики, как всегда, проявили толерантность – только 6,3% от общего числа опрошенных.


Научный статус респондентов:

  • аспиранты – 30%, 
  • кандидаты наук– 20%,
  • магистранты – 16%,
  • соискатели ученой степени – 12%,
  • специалисты - 11%
  • студенты– 10%
  • и меньше всего было докторантов - 1% и докторов наук – 0,5%.

 

«Что привело Вас в науку?»

 

Анализ ответов на вопрос: «Что привело Вас в науку?» показал, что основными побуждениями занятия наукой были:

  • интерес к научно-исследовательской деятельности – 61%,
  • возможность самореализации – 47,8%,
  • рекомендации преподавателя – 23,1%,
  • карьерный рост – 21,6%,
  • возможность проверить собственные идеи и гипотезы – 17%,
  • хочу принести пользу стране – 15,8%,
  • хороший заработок – всего 2,2%.

 

«С какими проблемами Вы сталкиваетесь в научной деятельности?»

 

Ответы на вопрос: «С какими проблемами Вы сталкиваетесь в научной деятельности?»:

  • низкая заработная плата –  69,3%,
  • обилие бумажной работы – 44,9%,
  • нехватка времени – 30,2%,
  • низкая оснащенность – 29,1%,
  • низкая информированность об источниках финансирования – 21%,
  • ограниченный доступ к инновационным технологиям – 19,1%.

 

Удивило, что достаточно большой процент респондентов (28,5%!) отметил сложности во взаимоотношениях с научным руководителем и в целом с руководством научного учреждения. Таким образом, чуть больше четверти опрошенным психологически некомфортно в такой обстановке.


Еще больше удивило то, что, несмотря на трудности, большинство респондентов (65%) планируют после защиты диссертации продолжить заниматься научной деятельностью, 28% респондентов еще не определились и только 7% категорически решили покинуть науку.

 

«Хотели бы вы уехать за границу?»


На вопрос: «Хотели бы вы уехать за границу?»

  • уверенное да сказали только 14% респондентов,
  • 16% - уверенное нет,
  • 4% - проигнорировали вопрос,
  • остальные 66% не определились с ответом: скорее да – 28%, скорее нет – 27%, затруднилось ответить – 11%.

Именно эти молодые люди составляют так называемую группу риска, с которой, по нашему мнению, должны целенаправленно работать и советы молодых ученых, и руководство научных институтов.

 

«Что вас привлекает за границей?»

 

Интересно распределились ответы на вопрос: «Что вас привлекает за границей?».

  • Высокая заработная плата влечет только 29% респондентов,
  • 20% - техническое оснащение,
  • 12% надеются на быстрый профессиональный рост,
  • 1% - едет к знакомым,
  • 10% ребят привлекает что-то «иное» из предложенных ответов.
  • И уж совсем удивительным было то, что 28% вообще затруднилось ответить, что их привлекает за границей.

 

«Какая поддержка вам нужна?»


На вопрос: «Какая поддержка вам нужна?»

  • 74,6% респондентов ответили, что ждут материального стимулирования (n=917),
  • 52% - карьерного роста,
  • 48% - надеются на решение жилищного вопроса.
  • Помощь  в получении грантов ожидают – 28,6% опрошенных.

 

Одна из очень серьезных проблем научной молодежи - это одиночество.

Среди ученых в принципе много незамужних, неженатых, разведенных. Уровень интеллекта очень высокий, поэтому завышены требования к партнерам.


Таковы результаты независимого социологического на нашем портале… Нельзя сказать, что все хорошо у молодых ученых, но нельзя сказать, что и все плохо.

 

Возможные подходы к решению проблем молодых ученых.

 

Результаты опроса демонстрируют, что с мотивацией у ребят все хорошо.

 

Проблемы возникают на полпути к успеху и их можно разделить на:

  • финансовые,
  • организационные,
  • образовательные,
  • психологические.


С одной стороны, для решения финансовых, организационных и образовательных проблем требуется внешняя поддержка (государства, отрасли, собственно руководства учреждения). С другой стороны, объединения молодых ученых (советы, команды…) вполне могут самостоятельно оказывать психологическую поддержку, заполнять образовательный вакуум и решать некоторые организационные вопросы.

 

Нам видится, что в XXI веке очень важно научить человека быть успешным, уметь работать в команде и креативно мыслить, верить в то, что он делает.

 

Мы желаем Вам успеха!


Команда vnauke.by


Комментарии отсутствуют
Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Google+