

Наверняка, все знают историю этого знаменитого высказывания Архимеда. «Нашел!» - радостно воскликнул древнегреческий ученый, когда после очередного опыта понял суть гидростатического закона. И это слово стало символом радости новых открытий.
С тех пор человечество достигло немалого прогресса в науке. А исследователей всегда волновал вопрос: как улучшить свою научную фантазию, как совместить рациональную логику и бесконечные возможности интуиции, как наладить связь между сознанием и подсознанием?
Это привело к открытию нового типа научно-изобретательских методов, которые и назвали эвристическими. Их существует немало, например, к этой группе относится небезызвестный мозговой штурм. Эти методы «будят» творческое мышление, развивают креативность, дают возможность находить нестандартные решения сложных проблем.
Одним из наиболее понятных и доступных эвристических методов является метод фокальных объектов. Вначале нужно выписать слово, которое отражает сущность проблемы. Наглядно и удобно показать этот метод к задаче совершенствования какого-либо предмета. Возьмем, к примеру, новогоднюю елку. Далее нужно записать 4 существительных, не связанных с главным предметом. Это могут быть первые слова, что пришли в голову, нашлись в книге на случайно открытой странице и т.д. В нашем примере пусть это будут автобус, флаг, шкаф, снег.
Далее к каждому из этих 4 слов пишем по 3 прилагательных, их характеризующих.
- Автобус: желтый, большой, двойной.
- Флаг: развевающийся, легкий, льняной.
- Шкаф: стеклянный, выдвижной, тонкий.
- Снег: лежащий грязный, тающий.
Как видите, образы можно брать, просто заглянув в окно.
Ну а потом начинаем самое интересное. Прилагательные-характеристики от четырех предметов применяем к главному предмету. И ищем здесь самые креативные идеи. Итак, прилагательные от автобуса. Желтая елка. И в самом деле, ну кто сказал, что новогодняя елка обязательно должна быть зеленой? Ведь она может быть самых разных цветов, их можно подбирать к интерьеру, к обстановке. Вот и идея усовершенствования. Большая елка. Тут сразу приходят мысли поэкспериментировать с традиционными размерами. Ведь их можно как увеличивать, так и уменьшать. Двойная елка. Тут обдумываем разное количество. А может быть, елки могут вставляться одна в одну, как матрешки? А почему бы и нет – и переносить удобнее, и устанавливать интересней.
И подобным образом, «прогоняем» все характеристики. Как модификации метода, можно использовать вместо прилагательных глаголы, существительные, и искать между ними связи. И в отличие, например, от мозгового штурма, метод фокальных объектов можно использовать и одному человеку.
Многие известные нами предметы были придуманы с помощью метода фокальных объектов. Музыкальные свечи, светящиеся стаканы, арома-будильники – без эвристики здесь явно не обошлось.
Вспомнил: перед новым годом видел в магазине стеклянные елки. Похоже, это упражнение кто-то проделал раньше меня… Пора срочно искать новые ассоциации! Всем креативности и творческих успехов!