

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев при жизни стал честью и совестью нации, олицетворением русского интеллигента – практически забытого и ушедшего в наши дни понятия.
А еще – Аристократизма (именно так, с большой буквы) в науке.
Один перечень его званий, наград и регалий занял бы не одну страницу, а список научных трудов – увесистый том.
Кто-то хорошо знаком с его основными работами, кто-то не очень, кто-то вообще не знаком. Но что должен прочесть каждый будущий ученый – это мысли Д.С. Лихачева о науке: краткие, ёмкие, предельно точные и прямые.
Если кратко – то в них – истина науки. Одна для всех ученых – независимо от отрасли и специальности: будь ты философ или физик, химик или юрист, политолог или социолог.
20 цитат академика Лихачева о науке:
Кабинет современного ученого – вся окружающая его действительность, современная и прошлая.
Если ученый гонится за званиями или степенями, он рискует убежать от своей специальности.
Отрицательный результат исследования – тоже результат, причем обычно самый бесспорный.
Самый позорный провал в науке – применить порочный метод, а не просто прийти к неверному выводу.
Страховаться в науке следует чувством готовности перетерпеть неудачу.
Во всякой неудаче эксперимента есть удача.
Самое большое мужество ученого – вовремя признавать свои ошибки.
Не количество работ, а их качество!
«Воровство в науке» – пользоваться чужими материалами, не ссылаясь на их истинных владельцев.
«Браконьерство в науке» – перехватывать чужие темы.
«Карманное воровство в науке» – ссылаться на источники из чужих рук.
Чистоплюйство в науке – выбирать только «выгодные» для себя темы.
Как «театр начинается с гардероба», так научная работа начинается с ее названия: точного делового.
Хороший язык научной работы не заметен читателям. Заметной должно быть только мысль.
Не верьте длинным докладам – аргументированные обычно коротки!
Молчание в науке – знак несогласия.
Главный враг науки – наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее «близости» с наукой.
Если ученый создает сотни новых терминов, – он разрушает науку, десятки – поддерживает ее, два-три – двигает науку вперед.
Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до конца.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Источник: Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. – М.: Российский Фонд Культуры, 2006. – 336 с.